Перевал Дятлова

четверг, 14 июля 2011 г.

День-1, 2011.07.14. «Дудинка, вертолет, п.Волочанка».

Орион. Версии.

День-1, 2011.07.14. «Дудинка, вертолет, п.Волочанка».

День-1, 2011.07.14. «п.Волочанка, «Двина».
День-1, 2011.07.14. «п.Волочанка, дорога туда».
День-2, 2011.07.15. «…. и опять дорога туда».
День-3, 2011.07.16. «…. все еще дорога туда и дошел».
День-4, 2011.07.17. «Доброе утро Орион».
День-4, 2011.07.17. «Осмотр на месте».
День-4, 2011.07.17. «Дорога обратно или снова болота».
День-5, 2011.07.18. «Привет Волочанка!»
День-6, 2011.07.19. «Волочанка - связь, правительство, продукты».
День-6, 2011.07.19. «Волочанка - и летник».
День-6, 2011.07.19. «Волочанка - рыбалка, все еще шестой день».

Лето!!!)))) Сегодня, 11.07, понедельник - первый день отпуска, за неделю перед днем вылета созвонился с аэропортом в Дудинке, записался на вертолет, завтра - предварительный созвон для уточнения: влез я на рейс этой недели или нет. Приоритет у тех, кто там живет, работает или служит по курсу посадок рейса (оказалось - слухи, все в порядке очереди, просто нужно правильно ловить момент). Служит!!?? При записи на рейс меня спросили: «Вы военный?» Где делает посадки этот рейс, давно нет военных частей, были когда-то давно, сейчас - нет, может, по обстоятельствам, где-то в других местах еще делается посадка, - хз.

12.07.2011 Вторник.
Созвон - не влез! Но, ура! Из-за большого количества желающих на следующий день вводят дополнительный рейс. На него я попадаю! Всё, вылет 14 июля, в четверг, теряю целый день из-за недостающего для вылазки времени, но лечу, фигня, наверстаю, перепланирую.

Ну все, в четверг начнется: Дудинка, кассы, переправа к гидропорту, вертолет, перелет, посадка, два дня пешего пути до кругов, попытка визуального определения объекта и обратно! Проще простого)

 «Все по плану. По новому плану!»
2011.07.14, Дудинка.
Поеду на машине, рейсовых автобусов нет, маршруток не хочется.
Итак, рывок первый - авто, 115 км, «Талнах - Дудинка» - 1,5 часа и 2 т.р. денег. 

Красноярский край. Таймырский полуостров. Город Дудинка.

Кассы.
99% пассажиров - коренное население севера: долганы (их больше всего), нганасаны, были ли среди них ненцы и эвенки, не знаю, их единицы осталось, да и с внешними отличиями, честно признаюсь, не знаком.

С собой разрешается провозить 20 кг входящего в стоимость билета багажа, за каждый дополнительный килограмм придется доплачивать по 65 рублей. Моё добро весило 25 кг. Совершенно случайно за лето я похудел на 5 кг, потому мне показалось справедливым, если я распихаю все самое тяжелое по карманам, максимально сбив вес багажа до 20 кг, но, блин, дальше еще рамка: не покажусь ли я подозрительным, обвешанный фотоаппаратом, gps, дозиметром, ножом, зажигалкой и ракетницей, - Рембо, плять.
Вес в итоге получился 21 кг, записали как 20, денег не взяли. 

Досмотр.
Рамки нет, рентгена нет, только контролер с металлодетектором. Первым взял на себя удар рюкзак, в котором с ножовкой, тарелкой, кружкой, зарядам к сигналу охотника, кучей баллончиков с репеллентами, батарейками, аккумуляторами, баллонами с газом, горелкой, за компанию звенела даже туалетная бумага!

Котроллер остановился на ноже, узнав, что он складной и закрыт в сумке, - пропустил. Потом сравнил билеты с паспортом, посмотрел прописку и спросил:

- Разрешение лететь в те края есть!? Там будут пограничники, могут не пропустить!
- Ну, писец, как вовремя!?...чуть ли не в слух подумал я.
- Нет, говорю, туда вроде как разрешение не нужно.
- Ну смотри сам.., и пропустил.

Посадка.
Раньше от касс нужно было пилить до реки Дудинка, садится на паром или катер, не знаю точно, не видел, дальше идти в аэропорт «Дудинка» и оттуда уже улетаешь.

Красноярский край. Таймырский полуостров. Город Дудинка.

Сейчас все проще - на окраине города есть вертодромчик. Автобус, пара минут, и ты - там. Мы подъезжаем одновременно с посадкой вертолета, синхронно так, лопасти остановились, автобус подкрадывается еще ближе, между лопастей, начинается посадка.

Красноярский край. Таймырский полуостров. Город Дудинка.

Рывок второй - авиа «Дудинка - Поселок», вертолет Ми-8, дальность 400 км, высота 500 м, скорость 170 км/ч. Фантастика! 2,5 часа полета с одной посадкой, 6480 рублей денег в одну сторону.
Красноярский край. Таймырский полуостров.Orion.

10:37 - взлетели. Начал вести дневник. Вообще, от вибрации двигателя вертолета писание дневника превращается в какое-то щекотливое удовольствие. Помнится, в багажнике ЗИЛа пытался на ходу по лесной дороге вести, когда забрасывались на перевал Дятлова, Отортен, вот там было вообще, как в бетономешалке, а тут просто щщекотно)

Красноярский край. Таймырский полуостров. Орион. Ми-8

Откидные сидушки вдоль бортов вертолета, по правой стороне полностью, с левой стороны - бак с топливом, всего около 17 пассажирских мест, центр и хвост забивается грузом.

Километров сто уж пролетели, а сотовая связь еще есть, достаю Илюху короткими ежеминутными смсками)
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Все время перелета не отрываюсь от форточки, паля и записывая  координаты всех попадающихся объектов.
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Слева кончается озеро Пясино, переходя в реку Пясино. И как раз, где начинается устье, видно проплешину, тогда не знал, что фотографирую, оказалось «Законсервированный участок Комплексной Магнитно-Ионосферной Станции (КМИС)»Красноярский край. Таймырский полуостров.

Лечу вертолетом не в первый раз, так что искренних описаний восторга от перелета не получится, а так бы сейчас такое описание ощущений от перелета зафигачил). Но тот раз был Ми-6, он раза в два больше этого, сидел я тогда, как в салоне, так и в кабине на месте радиста (за пилотами через стенку), штурмана (в носу, в самом низу, где стекляшка).

2011.07.14. Усть-Авам

Красноярский край. Таймырский полуостров.

Сели минут на двадцать, часть народа вышла, новая зашла, полетели дальше) Маршрутка блин)

Красноярский край. Таймырский полуостров.

Часть пешего пути будет проходить как раз вот по таким возвышениям, нормально придется вверх-вниз понырять. Красотень)
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Речушек от метра до пяти шириной и глубиной максимум по пояс - будет дофигища.

На самолете летать, в сравнении с вертолетом, вообще совершенная скукотища, а тут... Похожие ощущения были разве что на дельтаплане в Аркаиме, эмм... и нафига, спрашивается, про него вспомнил!?....
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Это уже прямо у п. Волочанка, на окраине. Разбивший при взлете из-за перегруза вертолет, были жертвы.

2011.07.14. Волочанка.

Красноярский край. Таймырский полуостров.

Красноярский край. Таймырский полуостров.

Обязательно прогуляюсь до Двины. Кстати, на этой фотографии сразу получилось сфотографировать две заброшенных военные части в п. Волочанка. Если с Двиной понятно, то вторую ПВОшную не видно, а она есть) Немного техники и бункер, все заросло.
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Тут вертодром еще меньше, чем в Дудинке.

Все еще 14 июля, четверг, час дня, и все еще День первый, и еще на 400 км ближе к цели, пусть этот шаг и не 2000 км, как самый большой предыдущий, но, тем не менее, не менее волнителен.

Задача №0 - взять языка, допросить на предмет необходимых дорог и где-то на пару часов оставить рюкзак.

Вокруг вертолета стояла масса народа, прилетевшие и улетающие пассажиры, провожающие и встречающие и, кажется, просто те, кому скучно в этот час было. В общем, разглядел я в массе местного участкового, вспоминаю, что зовут Виктор, на всякий случай подсмотрел в блокнотик, точно, - Виктор. Вообще, в здешних местах я знал только два ФИО: вот этот вот Виктор - участковый и самый-самый биг босс поселка Нина Федоровна.  Если Виктора не узнать не реально: во-первых, форма, во-вторых, я его до этого на фотке видел, то, как выглядит Нина Федоровна, я не знал, выделив одну самую деловую серьезную женщину из общей массы, предположив, что это – она, и в итоге не ошибся! Отвлекся) итак, нужно взять языка, первым выбрал участкового, к нему и ломанулся.

- День добрый. Подскажите, пожалуйста, как проще пройти 30 км вооон в ту сторону? (указывая на север, тундру, болота). Пауза, вопросительное выражение лица – вопрос-то он понял, но на лице явно читалось: «Кто это!? Нахуа!? И все-таки кто это!?»

Вопросами дня кстати были: «Ты кто? Откуда? Куда? Зачем? Ебнулся!?» (это спрашивали все-все-все...) Никаких отмазочных заготовок в этот раз не сочинял, отвечал честно, естественно, никто не верил, и по традиции записали в шпионы, пофиг, привык.

Участковый помог, указав на парня, который знает тропы и дороги.

Парень задал традиционный список вопросов. Указал на дорогу, точнее указал на траву и направление, - дороги видно не было.

- А где дорога-то, - переспрашиваю.
- Ну вот и вот там, везде дорога.

Дороги не разглядел, везде - трава и трава, колеи нет, след кругом смешанный, четкого в требуемом направлении нет, и, не желая показаться дебилом, больше переспрашивать не стал, сам потом найду. Дальше оказалось, что в данном контексте ответ на просьбу указать дорогу был - показать направление. Типа - вон туда! Ну, вообще, парень, Саша, кажется, звали, серьезно показывал дорогу, я просто поначалу не врубился.

Комбинация ответов про одну и туже дорогу:
- Дорога есть! и Долго идти! скорее означает: «Дойдешь, но заебешься!»
Красноярский край. Таймырский полуостров.

Вертолет полчасика постоял, заправился и улетел.

А у меня была перед выходом к Кругам еще пара задач... Посмотрим...>>