Сегодня не будет ни археологии, не аномальной чертовщины с НЛО, шаманами, дигерством, урбантрипом и других словечек, а исключительно в исторических целях сделаю обзор новой, еще до конца не достроенной турбазы на южном берегу озера Лама.
Открытием турбазы предлагаю считать первый заезд – с 3 по 4 августа 2012 года.
Мы же попали на нее во второй заезд, в августовские выходные 2012.08.10-13.
Ну что ж, открыли, так открыли, а называется-то как!? А никак!) Как только на слуху и в бумажках она сейчас не упоминается. Просто – турбаза на озере Лама (но такие уже есть), база отдыха на озере Лама (что одно и тоже), веселее – район озера Лама. И, в конце концов, база отдыха ООО «Норильскникельремонт» на оз. Лама.
Если копнуть чуть глубже, в 2001 год, то на этом месте стояла турбаза «ТНРМ», которая состояла из одного жилого домика и хоз.балока, кстати, они вроде как еще живые. Нырнув в 1937-1939 годы, можно предположить, судя по отличительно редкой плотности стволов деревьев на этом пятачке, что в этом квадрате была лесозаготовка силами лагерного пункта «Лама», что базировался на ПО «Каменном».
Ладно, выныриваем обратно в 2012.08.10, корпоративные автобусы усердно собирают народ в Норильске, Талнахе, из Дудинки народ добирается своим ходом. К слову, автобус выезжает в 15:15, а смены – до 16-17, приходится выкручиваться. Путевку-то предприятие, конечно, дает, а вот отмазку – нет.
Открытием турбазы предлагаю считать первый заезд – с 3 по 4 августа 2012 года.
Мы же попали на нее во второй заезд, в августовские выходные 2012.08.10-13.
Ну что ж, открыли, так открыли, а называется-то как!? А никак!) Как только на слуху и в бумажках она сейчас не упоминается. Просто – турбаза на озере Лама (но такие уже есть), база отдыха на озере Лама (что одно и тоже), веселее – район озера Лама. И, в конце концов, база отдыха ООО «Норильскникельремонт» на оз. Лама.
Если копнуть чуть глубже, в 2001 год, то на этом месте стояла турбаза «ТНРМ», которая состояла из одного жилого домика и хоз.балока, кстати, они вроде как еще живые. Нырнув в 1937-1939 годы, можно предположить, судя по отличительно редкой плотности стволов деревьев на этом пятачке, что в этом квадрате была лесозаготовка силами лагерного пункта «Лама», что базировался на ПО «Каменном».
Ладно, выныриваем обратно в 2012.08.10, корпоративные автобусы усердно собирают народ в Норильске, Талнахе, из Дудинки народ добирается своим ходом. К слову, автобус выезжает в 15:15, а смены – до 16-17, приходится выкручиваться. Путевку-то предприятие, конечно, дает, а вот отмазку – нет.
Итак, причал ООО «ННР» турбазы «Легенды севера»(Wikimapia), а на дворе – шторм!
«По информации Управления ГО и ЧС г. Норильска, в районах озер Мелкое, Глубокое, Лама – сильный ветер, шторм. Выход маломерным судам запрещен».
«По информации Управления ГО и ЧС г. Норильска, в районах озер Мелкое, Глубокое, Лама – сильный ветер, шторм. Выход маломерным судам запрещен».
Отправление откладывается на неопределенное время. Норильчан, привыкших к объявлениям о задержках по метеоусловиям, расстроить такой фигней невозможно. А для тех, кто в этих краях по воде ходит регулярно, удивительней было бы, если мы сразу раз и поехали. По нашему маршруту, вероятность шторма на одной из рек Норильская, Талая, Лама, озеро Мелкое, Лама – очень велика, кстати, добавив реку Южный Нёралах, получим слегка перетасованную нитку маршрута. После объявления про тормоза с выходом, капитаны на всякий случай предупреждают, что на четвереньках никого на борт не пустят. Гуляем по базе.
Час с небольшим, и летняя или летная, в общем, погода вернулась, старт, и вот маленькое путешествие началось.
Упаковались в быстроходный мелкосидящий (достаточно глубины 0,5 метра) пассажирский теплоход «Заря 220», 1977 года рождения, проект Р-83. Может вместить 66-72 человека или даже 100. Скорость до 43 км/ч. И – СТАРТ!!!!
Летим по реке Норилка, Талая, мимо проносятся всякие интересности – затопленная в советские времена баржа уже чуть показалась из воды, пару недель назад еще не было, перекаты, далее – остров Ближний (Адмирал, Пьяный) с образованной на нем, по инициативе Владимира Ивановича Пономаренко, в 1971 инспекцией (спасибо Заполярке за просветление). Страшилка в тему: на Мелком, в 1969 году, за один день, его прозвали "черным воскресеньем", погибло восемьдесят шесть человек!, вот так (!), не забываем, сейчас здесь база ГИМС и МЧС, далее по пути – о. Долгий (Хабурга-Арыга), просто длинный, малюсенький остров Чаячий, с до конца не разгаданным на нем старющим кладбищем, о. Колхозник (Улакан-Ары) – это, вообще, чудо, внутри которого – озеро Мучугуй-Кюель, по площади превышающее сам остров раза в три. Как так (!?) – а вот так.
Начало реки Лама, середина, начинаю подводить истории к ядерным событиям в начале озера Лама, как теплоход вдруг снизил скорость, причем, шум от двигателей не изменился, а скорость с 30 упала до 9 км/ч. Затих двигатель, включился – та же фигня. Начал уходить к берегу. Берегом оказался островок 30 на 60 метров, а то и меньше. Капитан пришвартовал судно, мы пока в танке – что происходит. До места еще пилить и пилить, пройденный путь чуть больше половины. Народ в недоумении: кто радуется приключениям, кто – не очень.
Просмотреть 2012.08.10-12 ООО «ННР» тб «Лама» на карте большего размера
Первое предположение: на Ламе – шторм, но проходящие в интересующем нас направлении, мимо нас, Зори и КСки убедили в обратном. Народ рассыпался по островку, ноги размять, пофотографироваться.
Диагностика показала, что рассыпался винт (так послышалось одному), не винт, а фильтр (послышалось другому), да не рассыпался, а посыпался – уточняет третий, шпонку сорвало – уточнил последний! Первый прогноз – на ремонт один час!
В итоге сдруживались часа четыре.
Поплыли, поехали, полетели, пошли дальше.
Странно, говорю, было бы, если бы по пути ничего не случилось, спрыгивая с темы ядерщины на полуостров Каменный. Ведь место, куда мы едем, за всю свою историю – сплошное недоразумение. Начинаю вспоминать историю места с 1937 года. (Лагерный пункт "Лама – лесозаготовка" обломалась из-за невыгодности, в 39 рядом – пионерлагерь и дом отдыха (не фонтан), историю 41 года с прибалтами и заводом "Витаминка", думаю, тоже многие слышали. (Накануне поднял тонну статей, а рассказывал с видом, как будто всю жизнь знал, типа: "А вы не знааалии?", ну бывает, каюсь, а других лицемеров за это вообще презираю).
Сорри за агрессию, сейчас объясню! Еще наверное кто-то немного запутался с местом, куда же мы все-таки едем. На турбазу «Лама» или на турбазу «Лама»!?)
Мужики с бригады тем летом ездили на турбазу «Лама» что-то там строить. По фоткам было ясно, что это – база на Каменном, именно куда мне и надо! В этом году тоже повезли мужиков строить турбазу «Лама», естественно, достаточно уверенно предположил, что мы едем на турбазу «Лама» на полуострове Каменном.
Вот всем и рассказываю, куда мы едем, что там посмотреть, чем заняться. Создаю, так сказать, атмосферу.
И тут на моменте современной истории про печальность полуострова (мужики гоняли туда на три дня, что-то там сделать на турбазе, а зависли на неделю, естественно, расчет продуктов был с запасом, но не настолько, все, естественно, кончилось, и только к концу кто-то их там пожалел и дал рыбы). Так вот, где-то на этой истории (было бы странно, если бы ничего не случилось, и полуостров – недоразумение) появляется реакция – а надо ли нам туда!?... Теплоход начинает уходить в сторону, дальше вглубь озера, совсем на другой берег… ОФИГЕТЬ!(
Оставшуюся часть пути все продолжали знакомиться, ссориться, мириться, так что на базу все приехали почти родственниками. Итого, 120,8 км прошли за шесть с половиной часов (с учетом ремонта, а так бы часа за четыре пролетели).
Расселились и освоились быстро, ибо возвращавшийся с выходных руководитель строительства еще в пути предложил распределиться по домикам и обо всем проконсультировал, так что время на прописку не тратили, оставалось только получить ключи. С соседями по домику оперативно организовались, постельное, дрова, очаг и стол появились одновременно быстро.
Чем дальше заниматься – фиг знает, на улице моросит дождик, верхушки гор в облаках, лезть смысла нет. Тупо бухать двое суток скучно. Ну что ж, пойду что-нибудь нашпионю. Тем более, что по приезду расспросы будут обязательно, что там, как и чем можно заняться!?...
Итак, база отдыха ООО «Норильскникельремонт» на оз. Лама(Wikimapia):
В строительстве заняты работники ООО «Норильскникельремонт» (ННР): ПО «Норильскремонт» (НР), Трест «Норильскшахтсервис» (ТНШС), Ремонтно-строительный трест (РСТ), ПО «Норильсктрансремонт» (НТР), МПО «Норильскавтоматика», РМСТ «Норильскэнергоремонт» (НЭР), «Управление материально-технического снабжения» (УМТС). Единовременно на строительстве турбазы отдыха задействовано человек пятьдесят.
Не совсем актуальная план-схема турбазы:
Итак, база отдыха ООО «Норильскникельремонт» на оз. Лама(Wikimapia):
В строительстве заняты работники ООО «Норильскникельремонт» (ННР): ПО «Норильскремонт» (НР), Трест «Норильскшахтсервис» (ТНШС), Ремонтно-строительный трест (РСТ), ПО «Норильсктрансремонт» (НТР), МПО «Норильскавтоматика», РМСТ «Норильскэнергоремонт» (НЭР), «Управление материально-технического снабжения» (УМТС). Единовременно на строительстве турбазы отдыха задействовано человек пятьдесят.
Не совсем актуальная план-схема турбазы:
Первый ряд домиков начинается в 10-20 метрах от береговой линии, планируемая протяженность базы вдоль берега 285 метров, максимальная ширина 88 метров, на данный момент натоптано чуть меньше, 200 на 50 метров. По ходу строительства расположение некоторых построек относительно первоначального плана немного меняется. На данный момент больше половины базы уже отстроено, какой двухгектарная территория будет на финише, время покажет, а пока, для истории, следующая подборка:
Деревянные домики для отдыхающих (4-местные, одноэтажные) – 15 шт.
Деревянные домики для отдыхающих (4-местные, одноэтажные) – 15 шт.
Внутри печь, стол, тазики всякие.
Кровати, как повезет, где-то на пружинах, где-то деревянные.
Ну, а где-то – раскладушки.
Следующий вариант для отдыхающих – железные домики (4-местные, одноэтажные) – 7 шт.
Гостевые домики (4-е места на первом этаже и, предполагаю, места два на втором) – 2 шт. Не знаю, как остальные домики, но двухэтажные: «На первом этапе строительства планируется наружная облицовка стен вагонкой с окраской антисептическим покрытием для дерева ELITE WOOD» – в этом какая-то фишка)
Так же, в отличии от маленьких деревянных и железных домиков, к двум большим двухэтажным домам будет проведено электроснабжение. В маленьких, по слухам, не будет, что странно, проводка рядом (у каждого домика будет стоять столб со светом, а то и не один), если вопрос с расходом топлива или мощностью генераторов, то можно в домики включать свет по расписанию несколько раз в день, как это организовано на других турбазах. В настоящее же время (второй заезд) народу даже фотики зарядить не дали, хотя генератор работал.
Все домики между собой соединены деревянными траппиками (будут!).
Домик обслуживающего персонала – 1 шт.
Рабочие сейчас живут вот в таких балоках.
Хозяйственный балок – 1 шт. (контейнеры)
Кругом пожарные щиты – 10 шт.
Баня – 2 шт. (скорей всего, смешались с деревянными домиками)
Туалеты – три двухочковых в разных концах территории.
Беседки между домиков – 6 шт.
Мангальные – 4 шт.
Генератор – 2 шт.
Прожектор, он же «Маяк» – 1 шт.
Светильники (вспомогательное освещение тротуаров) – дофига.
Случайно забредший турист пристанища на турбазе сейчас не найдет. В том году миролюбивая хранительница подсказала пройти дальше к «черному» домику (рыбацкий балок), сейчас же в нем живут строители.
Если домик не интересен, чуть дальше за устьем реки Южный Нералах, напротив разливов, следующее красивое местечко! Место под палатку, широченный стол со скамейками, костровище. Кто-то увлеченный соорудил мини-идола «Буратино». Ничошно так получилось!
Бережок там ништяковый. На урезе и камни, и галечник мелкий есть с мочмалыгой. В общем, отдохнуть и порыбачить можно.Из достопримечательностей. Совсем рядом есть водопад, к нему ведет четкая тропинка протяженностью 1,3 км.
Перед водопадом можно завернуть к небольшой чаше с каменистым пляжиком. Экстремалы могут помочить хоботки в кристально чистой и до ебеней ледяной воде. Рыболовы могут покидать спиннинг, можно цапануть харька граммов на 200-300.
Осторожно! Как сказал Стрючков (редактор издательства «Апекс»): "Целый колхоз синяков ушел в пучину морскую с утесов этого водопада".
По слухам, в ближайшем будущем собираются в опасном, оно же самое удачное для осмотра месте сделать ограждение.
Пусть небольшой, метров 15 всего, но такая МОЩЬ!!!
Где-то там дальше еще водопад должен быть.
Внизу, чуть выше первого водопада, дальше по тропе, есть тайник – геокэш, «Водопад на озере Лама [TR/8997]» (Требуется регистрация)
На будущее: помимо тропы к водопаду, натоптать бы еще маршрут на гору, т.к. впервые посетивший озеро Лама не сможет оценить его красоты с высоты базы, а с гор во все стороны вид отличный (высота 1019 м).
Для подъема запасайтесь водой, все, кто залезал, надеялись на ручейки и обломались, их там нет, только ледник.
Кстати, вот наша база, состояния 2011 года.
Кстати, вот наша база, состояния 2011 года.
Кстати, ребро на вершине, которое видно с турбазы, в ширину метра 1,5 максимум!
На север обрывается отвесным склоном, а на юг уходит полого к ручью.
На вершине горы тур (тригопункт), записка на вершине в туре заложена, все, как полагается! ))
Виды охренительные, внизу такого нет.
Грибов, ягод – ведрами. Но это пока. В будущем думаю, картина изменится. При полной загрузке база будет способна принимать отдыхающих человек по сто за раз, да еще два раза в неделю, на природе такая посещаемость скажется. Сейчас два раза в неделю ходит один теплоход "Заря 220", база и теплоход за раз осиливают 44 человека отдыхающих +/- пара человек. «В зависимости от водной ситуации, количество отдыхающих может быть снижено».
За сами же путевки идет рубилово – «Направление работников (и членов их семей) на базу отдыха на озере Лама является мерой поощрения за трудовые успехи и достижения в работе», дефицит объясняется наличием всего 44-х мест на 10000 человек. Места по участкам, в зависимости от даты, а точнее, события, в эти дни распределяются по-разному. В день строителя, 12 августа, больше перепадает мест строительным организациям, входящих в ООО «Норильскникельремонт» (ННР) – Ремонтно-строительный трест (РСТ).
В день шахтера, 26 августа, соответственно, подземщикам – Трест «Норильскшахтсервис» (ТНШС). Радость – вместо 4-8-ми, аж целых 16 мест) для двух тысяч работников, но не обязательно все желают. На каких-то участках с желающими настолько напряг, что впулить путевку некому, народ часа за два до отправления узнает о своем обязательном счастье. Отказываться нельзя, один раз откажешься, всему участку до конца сезона ламский воздух перекроют.
Обратно теплоход "Заря 220" пришел/пришла вовремя - 13ч.20м - 13ч.50м, отправились в 14ч.00м.
По течению добрались быстрее расчетного времени: 121 км прошли за 3ч. 40мин, прибыли 17ч.40м (по графику 18:00), без приключений, на пристани уже ждал транспорт до Норильска, Талнаха, кто не успел, обменялись телефонами, попрощались и по домам.
GPS Track, но он там не понадобится)
Участники (фото, описание места, компания):
Анюта Вячеславна, Норильск, Одноклассники
Анна Дамкович (Иконникова), Талнах, ВКонтакте, Одноклассники
Андрей Грязнов, Норильск, ВКонтакте
Евгений Иванов
GPS Track, но он там не понадобится)
Участники (фото, описание места, компания):
Анюта Вячеславна, Норильск, Одноклассники
Анна Дамкович (Иконникова), Талнах, ВКонтакте, Одноклассники
Андрей Грязнов, Норильск, ВКонтакте
Евгений Иванов