Уже пару недель в Хакасии, несколько раз проезжали мимо, но никак не получалось посетить это мистическое, аномальное место. Каждый раз, то времени было в обрез, то в расписание музея не попадали. И вот сегодня, выделив отдельно день, мы наконец получили аудиенцию у Великой исполнительницы желаний Улуг Хуртуях Тас.
Великая Каменная Матерь, Мать матерей, Великая обращенная в камень Хозяйка всего живого, Белая волчица, Великая Богиня Улуг-Хуртуях-Тас (в переводе с хакасского - Каменная старуха) признана чудом Хакасии, музей, в котором она живет, является наиболее посещаемым в республике. Самой каменной стеле «Принадлежит особое место в историко-культурном наследии Хакасии – это самый почитаемый из древних культовых камней республики, ставший символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния всего хакасского народа».
Легенд о Хуртуях Тас несколько, но все они сводятся к жестоким событиям давних лет, в следствии которых семья бежала, отец остался прикрывать уход, мать же с детьми в спешке растерялись. Искала мать детей да мужа, да так и не нашла. Ждала-ждала, пока не окаменела.
Легенд о Хуртуях Тас несколько, но все они сводятся к жестоким событиям давних лет, в следствии которых семья бежала, отец остался прикрывать уход, мать же с детьми в спешке растерялись. Искала мать детей да мужа, да так и не нашла. Ждала-ждала, пока не окаменела.
В легендах, конечно же, все красивей, мистичней и трагичней. Кому интересно, в сполейре несколько из них:
|
Посещение музея платное, за фото-видеосьемку доплачиваем отдельно.
На территории музея находится несколько юрт с различной начинкой. В первой от входа слева берем билеты, сувениры и обязательно инструкции. Про фото-видеосъемку могут не спросить, а вот дальше полюбопытствуют, придется возвращаться и доплачивать.
Перво-наперво, без всякого разогрева, отправляют к главной каменной достопримечательности в стеклянной юрте.
Стеклянный домик не просто фишка, а специально разработанный выставочный павильон, выдержанный в традиционном хакасском стиле, с учетом пожеланий шаманов, инженеров, геофизиков, «почвоведов, климатологов, искусствоведов, музееведов, местных жителей... ». Ибо воздействие влаги, мороза, ветров губительны для скульптуры, высеченной из хрупкого и подверженного эрозии песчаника. Ну и само собой силе в камне не навредить.
Стеклянный домик не просто фишка, а специально разработанный выставочный павильон, выдержанный в традиционном хакасском стиле, с учетом пожеланий шаманов, инженеров, геофизиков, «почвоведов, климатологов, искусствоведов, музееведов, местных жителей... ». Ибо воздействие влаги, мороза, ветров губительны для скульптуры, высеченной из хрупкого и подверженного эрозии песчаника. Ну и само собой силе в камне не навредить.
Иииии…. Вот она, удивительная старушка бронзового века:
Рост – 3,02 метра;
Вес – 2,6 тонны;
Возраст она точно не помнит, но где-то – 4,5-5 тыщ лет (жеенщинаа))
Рост – 3,02 метра;
Вес – 2,6 тонны;
Возраст она точно не помнит, но где-то – 4,5-5 тыщ лет (жеенщинаа))
Офигеть! Действительно узнается образ человека! Рассказ экскурсовода помогает воображению достроить 4,5 тысячелетнюю картину.
К легендам добавляются истории наших дней. Ведь Хуртуях Тас не всегда жила на этом месте. В какой то момент, ее увозили в краеведческий музей Абакана. Дабы уберечь от разрушения и вандализма(было дело). В итоге, с одной стороны спасли, с другой нет. Жители стали замечать, что в двухстах метров от исконного стояния Хурутуях Тас стало разростаться детское кладбище. Объяснялось это тем, что ХТ после переезда потеряла связь с природой и как следствие силы и возможности полноценно поддерживать здоровое развитие детей, которым помогла родиться на свет. Родители верили, что если они вернут дите под око великой каменной матери, то она даст им более сильного и здорового ребенка. Ну а так как ХТ находилась в Абакане, то хоронили на месте, где она раньше стояла.
В 2003 году Хуртуях Тас вернули обратно, в том же году в Хакасии произошли землетрясения, в степи забили родники, вернулась жизнь.
Построили музей, стеклянную юрту, возобновилось паломничество и стала вновь Хуртуях Тас дарить женщинам детей, а мужчинам светлый ум.
После завершения рассказа, по желанию идет ритуал. Обычно, сюда приезжают с одной, главной целью – попросить ребенка. Но, гид нам по секрету сказала, что можно просто загадать желание и выдала короткую версию ритуала. «Обойти три раза по часовой стрелке, проговаривая при каждом круге свое желание. По завершению принести что ни будь в дар, например мелочь». Так же, не забываем положить к подножью бабушки любые вещи, эти заряженные амулеты заберем с собой. Для этого как раз пригодятся купленные в соседней юрте сувениры.
К легендам добавляются истории наших дней. Ведь Хуртуях Тас не всегда жила на этом месте. В какой то момент, ее увозили в краеведческий музей Абакана. Дабы уберечь от разрушения и вандализма(было дело). В итоге, с одной стороны спасли, с другой нет. Жители стали замечать, что в двухстах метров от исконного стояния Хурутуях Тас стало разростаться детское кладбище. Объяснялось это тем, что ХТ после переезда потеряла связь с природой и как следствие силы и возможности полноценно поддерживать здоровое развитие детей, которым помогла родиться на свет. Родители верили, что если они вернут дите под око великой каменной матери, то она даст им более сильного и здорового ребенка. Ну а так как ХТ находилась в Абакане, то хоронили на месте, где она раньше стояла.
В 2003 году Хуртуях Тас вернули обратно, в том же году в Хакасии произошли землетрясения, в степи забили родники, вернулась жизнь.
Построили музей, стеклянную юрту, возобновилось паломничество и стала вновь Хуртуях Тас дарить женщинам детей, а мужчинам светлый ум.
После завершения рассказа, по желанию идет ритуал. Обычно, сюда приезжают с одной, главной целью – попросить ребенка. Но, гид нам по секрету сказала, что можно просто загадать желание и выдала короткую версию ритуала. «Обойти три раза по часовой стрелке, проговаривая при каждом круге свое желание. По завершению принести что ни будь в дар, например мелочь». Так же, не забываем положить к подножью бабушки любые вещи, эти заряженные амулеты заберем с собой. Для этого как раз пригодятся купленные в соседней юрте сувениры.
Женщины, которые приезжают сюда «по делу» более подготовлены и выполняют полный ритуал.
«Современный обряд заключается в следующем: как и прежде, нужно обойти вокруг «Улуг Хуртуях тас» три раза по солнцу, открыв к ней ладони, обратиться к Великой Матери Матерей с молитвой (можно воспользоваться текстом с буклета, продающегося там же где и билеты), после чего преподносят в дар что-нибудь молочное, разбрызгивая на все четыре стороны света, а остатки положить к ее ногам. Прикасаться к Хуртуях запрещают легенды, оберегающие ее во все времена. Потому и сохранилась «Улуг Хуртуях тас» до наших времен в своем первоначальном великолепии. Местные жители не помнят того, чтобы ее мазали какими нибудь веществами. Любое прикосновение к святыне накладывало на человека дополнительные обязательства».
«Современный обряд заключается в следующем: как и прежде, нужно обойти вокруг «Улуг Хуртуях тас» три раза по солнцу, открыв к ней ладони, обратиться к Великой Матери Матерей с молитвой (можно воспользоваться текстом с буклета, продающегося там же где и билеты), после чего преподносят в дар что-нибудь молочное, разбрызгивая на все четыре стороны света, а остатки положить к ее ногам. Прикасаться к Хуртуях запрещают легенды, оберегающие ее во все времена. Потому и сохранилась «Улуг Хуртуях тас» до наших времен в своем первоначальном великолепии. Местные жители не помнят того, чтобы ее мазали какими нибудь веществами. Любое прикосновение к святыне накладывало на человека дополнительные обязательства».
По традиции, у кого желание исполнилось, возвращаются сюда вновь, поблагодарить, оставить игрушку и коменты.
В музее постоянно проходят какие-то мероприятия, о которых можно узнать на сайте музея www.khurtuyaktas.ru.
Тут же, внутри стеклянной юрты, представлены некоторые экспонаты, найденные, как я понял где то тут при раскопках.
А покопаться тут море где можно. Музей находится на территории многокилометрового могильника. О чем свидетельствуют сохранившиеся в естественном ландшафте курганы тагарской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.)., находящиеся рядом с музеем. Есть еще на территории музея, но я его не сфоткал.
Тут же за заборчиком тополь желаний. Действуем по старой схеме - нарезаем три круга вокруг ствола, бубним желание, вяжем цветные ленточки, втыкаем в кору монетку.
«Другая важная часть экспозиции музея – подлинная хакасская юрта XIX в. с традиционным внутренним убранством. Среди экспонатов представлены шкуры местных животных, орудие охоты, хакасская одежда, домашняя утварь, и др.».
По слухам, юрта была жилой с 1896 до 2004 года, после была передана музею. Несколько раз перевозилась с места на место (прям как первый дом Норильска)) и немного была подреставрирована.
По слухам, юрта была жилой с 1896 до 2004 года, после была передана музею. Несколько раз перевозилась с места на место (прям как первый дом Норильска)) и немного была подреставрирована.
Классическая Хакасская срубная юрта по форме - шестиугольник. Делений на комнаты внутри юрты нет, а на зоны есть, причем по поло-бытовому принципу!
С восточной стороны – вход, южная самая теплая сторона мужская с его орудиями, шкурами и бубном, на западе кровать, правая от входа сторона холодная, женская с продуктами питания связанная.
С восточной стороны – вход, южная самая теплая сторона мужская с его орудиями, шкурами и бубном, на западе кровать, правая от входа сторона холодная, женская с продуктами питания связанная.
Представить практический смысл такого разделения и расположения легко. Во первых порядок, во вторых будильник и планировщик. Первые лучи солнца, сначала падают на женское изголовье кровати, что летом соответствует 8–9 часам утра. Далее переходит на полки с посудой и к обеду достигает места с женскими орудиями труда и так далее до вечера… Удобно.
Сразу над входом висит медвежья нога. Видимо что-то значит)
Чуть позже. Медвежья лапа над в ходом не просто так – это защита, признак силы охотника, который смог добыть медведя. Есть поговорка: «Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя», а если лапа то вообще). Мясо, жир, шкура для практического дела, все же остальное для магического. Знахарки вычесывали лапой болезни человека. Шаманы используют лапу как мощную колотушку для ритуального бубна. Другие части идут как защитные обереги от сглаза и порчи. Ничего лишнего.
Поймана же эта лапка на нечто подобное.
Поймана же эта лапка на нечто подобное.
Иии... по часовой стрелке... южная сторона (гора) - мужская половина юрты (здесь располагаются мужские орудия труда).
И прочие мужские фенечки.
В музее все играет, бубнит, в общем работает. Даже, наверное тулупчик прикинуть можно.
По больше бы наглости, померил бы Хакасскую шубу из овчины внутри и китайского плиса с красным советским бархатом снаружи. Снизу отделанной беличьим камусом.
Во, вот она из под черной виднеется (сорри за фотку).
Во, вот она из под черной виднеется (сорри за фотку).
Шубка эта передана музею вместе с юртой, ну и не без истории конечно…
А вот и «нейтральная территория», западная часть юрты с кроватью и люлькой. Что да как, тут все понятно) Замечу лишь, что детская люлька довольно удачно, вплотную к кровати висит. Проснулось ночью дитя, протянул руку, баю бай и дальше спать…
И вот мы уже на женской территории (низина или река), северная половина (здесь располагаются стойки с посудой, женские орудия труда — прялки, ступы).
В правой части снимка, как раз в конце полки, стоит зеленая, цилиндрическая штука с палкой внутри, это взбивалка молока в сметану и далее в масло (деревянная толкачная маслобойка, балбес). Стоит она, сразу у двери. Зашел в юрту - взболтнул, зашел гость спросить прогноз погоды на завтра – пока слушал, вверх-вниз, вверх-вниз. Дел по хозяйству было много, так что не терялись. Ну а творчество, видимо, от безделья рождалось, нече делать – пиши стихи).
Прям вот, что ни вещь, то история. Жаль описание композиции не сфоткал. Интересно, есть ли байка про мясорубку)
Прям вот, что ни вещь, то история. Жаль описание композиции не сфоткал. Интересно, есть ли байка про мясорубку)
«В настоящее время это наиболее полная и органичная экспозиция, посвященная традиционной хакасской культуре, в республике. Важно отметить тот факт что все эти предметы находящиеся в юрте переданы музею на временное пользование по акту временного хранения. Руководством музея ведутся переговоры с хозяевами предметов переданных на временное хранение о возможности передачи предметов в пользование музея на постоянное хранение или приобретение музеем этих предметов.»
Юрта участвовала в съемках нескольких фильмов. Достаточно атмосферная, 30 минутная, хоть и немного скучноватая документалка про Хуртуях Тас есть на ютубе. Вообще, там дофига всего интересного по запросу «Улуг Хуртуях тас».
Юрта участвовала в съемках нескольких фильмов. Достаточно атмосферная, 30 минутная, хоть и немного скучноватая документалка про Хуртуях Тас есть на ютубе. Вообще, там дофига всего интересного по запросу «Улуг Хуртуях тас».
Желание еще на Бабае закончились, на тополе то уж соображать пришлось, а теперь еще и столбик желаний) У нас собой кроме шнурков, других ленточек не было, да и с желаниями уже дефицит. Пора и честь знать) Пока! Мы домой.